Вопрос о том, где в произведении можно и нужно брать дыхание, а где нельзя, не всегда может быть однозначно решен. Иногда, при исполнении на инструменте вокальной музыки, можно придерживаться фраз и даже слов, которые поет певец.
А если произведение, например, скрипичное? что делать духовику, где можно набрать воздуха, чтобы музыкальная мысль получилось завершенной, цельной, грамотной?
Есть несколько общих правил, знание и соблюдение которых позволит выбирать места для вдохов без потерь для музыкальности исполнения:
- Мы никогда не берем дыхание перед последней нотой.
- Мы никогда не берем дыхание внутри залигованой группы нот.
- Мы никогда не берем дыхание внутри музыкальной фразы.
- Мы берем дыхание перед началом музыкальной фразы.
- Мы берем дыхание в паузе.
- Мы берем дыхание перед сильной долей.
Некоторые авторы рекомендуют брать дыхание во время:
1. пауз (но не в каждой)
2. после кадансов, завершение музыкальных периодов
3. после продолжительных звуков за счет некоторого малозаметного их сокращения
При непрерывном движении мелодии, когда отсутствуют паузы и относительно продолжительные звуки, определить цезуру можно в местах мелодико-ритмического повторения музыкального материала, а при его отсутствии — в местах смены гармонических функций, контрастной динамики, регистров (в скачках)
4. перед повторением музыкальной фразв
5. перед сменой гармонических функций
6. перед резкой сменой динамического нюанса
7. перед резкой сменой регистра
В других случаях дыхание брать нежелательно. Не рекомендуется менять дыхание при исполнении различных неаккордовых звуков мелодии: в момент задержания или предъёма, перед проходящим и вспомогательным звуками, а также после вводного тона.
Но самая главная рекомендация — это, конечно, внимание к музыкальной фразе. Вовремя взятое дыхание — это важнейшее средство выразительности и артистический прием. Скрипачи и пианисты тоже используют дыхательные приемы (например глубокий вдох перед началом яркой музыкальной фразы…). Дыхание, взятое между фразами, будет способствовать созданию музыкального образа, дыхание, взятое внутри фразы, будет разрывать ее и будет ощущаться слушателями, как помеха.
И еще один аспект, относящийся к дыханию.
Попалось на глаза феноменальное, на мой взгляд, высказывание про правильное дыхание на флейте, не удержусь и процитирую тут. Речь идет о турецком НЕЕ, культура игры на нем вообще очень сильно сконцентрирована именно на «правильном дыхании». Cобственно даже слово «играть» по отношению к нею обычно не употребляется, в НЕЙ вдыхают дыхание так же, как «бог когда-то вдохнул жизнь в первого человека».
Совет про дыхание попался в статье по уходу за инструментом:
«Помните что, необходимостью для нея является уверенное дыхание без запаха сигарет. Однажды один из выдающихся нейзенов (нейзен — исполнителей на нее), Ака Гюндюз Кутбей с учеником проверял настройку только что сделанного нея. Он затянулся сигаретой и начал играть на инструменте, но никак не мог добиться нужного звука. Однако затем, после того как он наполнил легкие чистым воздухом, он попробовал снова, и с великолепным результатом. Чтобы убедиться, он повторил это несколько раз, с тем же эффектом. Куривший до этого 15 лет, в тот же момент он бросил.»
Спасибо большое за статью. Очень своевременный материал. Как раз сейчас заново изучаю основы, преподаватель сделал замечание, что дышу слишком часто и «не в тему». Соответственно, возникает вопрос «А как в тему?» — а тут бац, и такая статья 🙂
Очень рад. =)