Свирiль от пана Козаченко

Иван Иванович Козаченко — замечательный украинский мастер, музыкант, человек, обладающий поистине золотыми руками.

Фото Никон мої. Серьож_. 127

Нашему коллективу уже посчастливилось обладать сопилками работы этого прекрасного и самобытного художника (я не могу назвать его инструменты иначе, чем произведениями искусства — каждая его сопилка, каждая свирель несет отпечаток его таланта и трудолюбия).

 

Теперь наша коллекция пополнилась еще одним чудом. теперь это панфлейта, или, как ее называет сам мастер, украинская «свирiль».

На свят_ села

Козаченко Іван Іванович, на празднике села.

Мы уже знаем, что слово «свирель» имеет много смыслов. Подробнее об этом в другой статье, сейчас же мы говорим о свирели, которую украинская википедия определяет как «Свиріль — Ребро, (КувиціНай), Український народний інструмент типу флейта Пана«.

Для начала предлагаю просто насладиться восхитительным внешним видом этой чудесной флейты.

Иван Иванович назвал инструмент не панфлейта, не най, а СВИРIЛЬ.

СВИРIЛЬ украiньска, хроматична поршнева

(Свирель украинская, хроматическая, поршневая (перевод мой)).

Чем же она отличается от хорошо известной нам всем панфлейты, которая, как считается, достигла вершины своего развития в Молдавии и Румынии?

instrumenty

http://www.bizslovo.org/content/index.php/ua/koz-tvo/54-kobzarstvo/87-kobzarstvo.html

Первое отличие — это левосторонность. Басы у этой флейты расположены слева. И в этом проявилась принципиальная позиция мастера, а не моя личная просьба — когда я заказывал ему панфлейту, я спросил, делает ли он левосторонние инструменты, и он четко сказал — «Я делаю ТОЛЬКО левосторонние инструменты. Молдаване играют с длинными трубками в правой руке, но для украинцев это неприемлемо».  Несмотря на то, что я не украинец, не могу не поддержать мастера. =0)

Судя по старинным изображениям украинской «свирiли», такая направленность флейты имеет давние традиции на славянской земле.

 

 

Второе уникальное отличие — это система поршней, которая позволяет быстрее и удобнее проводить настройку инструмента. Вот как это выглядит на схеме:

DSCN7903Металлический поршень с красивой и удобной рукояткой позволяет двигать шайбу, которая служит дном трубки. Уменьшение или увеличение длины трубки приводит к изменению тона. Пробки сидят в трубке плотно, но двигаются плавно, позволяя быстро и комфортно настраивать флейту в любую тональность. Имеющиеся на штоке поршня фасочки позволяют запомнить положение поршня и просто сдвигать поршень на установленное заранее расстояние, быстро получая  нужную ноту. Настройка панфлейты из утомительного многочасового испытания превращается в легкое и приятное занятие. При определенном опыте перенастраивать флейту можно будет прямо на сцене, между произведениями, как это делается, например, на кельтской арфе.

Хочется еще раз сказать огромное спасибо замечательному мастеру, пожелать ему долгих и счастливых лет жизни, чтобы русские и украинские дети могли учиться играть на его замечательных славянских инструментах, сохраняя традиции дедов, приумножая славу Руси.

Київ. Фольк муз_к. Фото. 1153

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Этнические духовые инструменты в классической и популярной музыке