Сопилка (Сопiлка — укр.)
Часто сопилку пытаются называть на русский манер, сопЕлкою. Я категорически против такого варианта, все-таки, надо понимать, что Россия во многом допустила исчезновение своих народных инструментов, а Украина — сохранила. И из уважения к этому подвигу, а также из простой порядочности следует называть инструмент так, как его называют на его родине. И давайте признаем, что сопилка сопит ничуть не больше, чем скрипка скрипит. ;0)
Сухую и академичную информацию о сопилке вы, при желании, без труда найдете во множестве словарей, энциклопедий, на сайтах и форумах.
Поэтому, с вашего позволения, мы не станем дублировать ТТХ (тактико-технические характеристики) о количестве отверстий или длине ствола. Мы расскажем о своих эмоциях, которые рождаются в нашей душе от общения с этим замечательным инструментом. Попробуем объяснить, почему сопилка оказалась предпочтительнее родственных ей блокфлейте, вистла и прочих свистковых. Для нас. И не только.
1. Аппликатура. И… еще раз аппликатура! ;0)
Аппликатура проста. Настолько проста, что в бумажку с нарисованными пальцами заглядывают один раз, чтобы понять принцип и сразу начать играть в тональностях до-мажор, фа-мажор, соль-мажор, ре-мажор и сопутствующим им минорам. Еще один раз — понять, как берутся ноты соль-диез и ми-бемоль. Все! Дальше сопилкарь (исполнитель на сопилке зовется не сопилочник, не сопитель, не сопист… а именно — сопилкарь!) играет в любой тональности.
Поясню же принцип — каждый палец — один тон, и только мизинцы — полутона. (вы уже практически готовы играть! ;0)
Аппликатура удобна. Эта аппликатура родилась хроматической. Поэтому — только одна нота в двух основных октавах берется чуть-по разному, и это единственная нота, которая берется «вилкой». Это позволяет уверенно заявить:
Вот о чём стоит сказать всем: 10-пальцевая украинская сопилка системы Деменчука — это единственная в мире ХРОМАТИЧЕСКАЯ продольная флейта.
(В.Янов, мастер и музыкант)
2. Тембр.
Сопилка органично звучит в любой музыке. Народная музыка, классические произведения, популярные мелодии или джазовые композиции — универсальный тембр сопилки позволяет исполнять все. Да, блокфлейта в барокко, сампоньо в латино-американской музыке и волынка в кельской музыке звучат аутентичней, но… друг друга они не заменят! А сопилка во всех этих жанрах прозвучит отлично. Проверено!
Более подробно о достоинствах сопилки (а также о ее недостатках) можно прочитать ЗДЕСЬ.
Разновидности сопилок (в зависимости от размера и тональности):
В настоящее время наиболее популярной является сопилка-прима, имеющая наиболее широкий диапазон, удобный для любых пальцев размер отверстий и комфортные расстояния между ними, ровный тембр по всему диапазону.
Тем не менее, сопилки являются инструментом консортным, т.е. «семейным», и в «семейство» сопилок входят следующие типоразмеры (приближенные к традиционному наименованию типоразмеров блокфлейт):
- сопранино (in F),
- сопрано (in C), она же прима
- альт (in G или in F),
- тенор (in C),
- бас (in F).
Невероятно! Такой небольшой, незамысловатый инструмент, а какие трели и пассажи исполняет! И звучит так тепло и естественно! Возможно, благодаря мастерству музыканта?
В данном клипе звучат действительно незаурядные украинские музыканты-сопилкари — Роман Дверій, Валентина Корчинська, Божена Корчинська, Богдан Порада, Мирослав Корчинський.
Вот здесь можно услышать все произведения с того же диска: http://sopilka.ho.ua/quintett.htm
Оглавление диска:
1. М.Ділецький — Поліфонічна сюїта (.mp3, 3,86 Mb)
2. М.Лисенко — Гумореска (.mp3, 1,14 Mb)
3. В.Барвінський — Веснянка і Дощик (.mp3, 1,28 Mb)
4. В.Косенко — Казка і Полька (.mp3, 2,21 Mb)
5. М.Дидинський — Полька-шумка та Полька-фраїрка (.mp3, 2,45 Mb)
6. Невідомий автор XVII ст. — Партесний концерт (.mp3, 2,93 Mb)
7. І.Вимер — Фантазія на лемківську тему (.mp3, 3,20 Mb)
8. М.Корчинський — Сюїта (.mp3, 5,10 Mb)
9. М.Леонтович — Прелюд і танець русалок (.mp3, 1,94 Mb)
10. А.Александров, М.Корчинський — Дуда (.mp3, 1,30 Mb)
11. Ст.Людкевич — Квочка (.mp3, 1,39 Mb)
12. Лужицький полонез (.mp3, 1,24 Mb)
13. Я.Ганус — Три малі медитації на старочеські хорали (.mp3, 4,25 Mb)
14. Г.-Ф.Телеман — Allegro (.mp3, 2,14 Mb)
* оцифровано з магнітофонної касети.
Красивый сайт!
Еще я хочу добавить от се6я, если я когда-то еще буду в Киеве,то я обязательно сфотографирую выставку разных инструментов моего отца (Дмитрия Деминчука) и обязательно с вами поделюсь фотографиями. спасибо, что помните моего отца!
Мы не просто помним Вашего отца, мы делаем все, чтобы имя его звучало везде, где звучат наши сопилки. Мы очень рады и благодарны ему за его, не побоюсь этого слова, гениальную аппликатуру!! и мы будем рады и благодарны Вам за любые материалы, связанные с замечательным украинским мастером и музыкантом!
подскажите, у блокфлейты перед такой сопилкой вообще есть хоть какие-нибудь преимущества (не считая аутентичного тембра барокко)?
Добрый день… конечно, вопрос не совсем к нам должен быть адресован. Поскольку, не играя на блокфлейте, мы можем просто не знать о ее достоинствах и преимуществах. Мы и не знаем. Но общаясь с блокфлейтистами на форумах, видя и слыша учеников в музыкальной школе, где наш сын единственный сопилкарь среди блокушников (где он уже в третьем классе играют программу, непосильную ни для кого из его одногодок) мы не видим никаких преимуществ.
Да, в некоторых произведениях иногда требуется сыграть негромко верхнюю ноту… НА сопилке это сложнее (она верха играет только за счет передува, то есть с большей громкостью), на блокфлейте с ее октавным клапаном это легче… но вряд ли это можно назвать преимуществом, это просто особенность. Когда-то это хорошо, когда-то плохо, когда-то безразлично. В общем, нам мой взгляд, преимуществ у блокфлейты-примы нет.
Но это, если говорить о примах. ради справедливости надо сказать, что чем ниже инструмент (альт или тенор), тем сильнее сказывается, наверно, влияние конусного канала. У сопилок более низкого звучания заметно сокращается диапазон. Если сопилка-прима без напряжения играет в диапазоне 2-2,5 октавы, то альт и тенор, чаще всего, уже не больше двух октав, а у баса (который соответствует БЛ-тенору) уже только полторы октавы, и строй сильно плавает. А блокфлейтовый тенор остается стройным и вполне сольным инструментом.
Возможно преимущество отличие в более простом изготовлении сопилки от блок флейты с конусным каналом
и ещё, где можно послушать каждый из типоразмеров?
сопранино (in F),
сопрано (in C), она же прима
альт (in G или in F),
тенор (in C),
бас (in F).
Послушать можно на наших концертах. О которых мы всегда сообщаем либо на этом сайте в новостях, либо на странице ансамбля ВКонтакте — http://vk.com/vesenniaia_svirel.
Только надо уточнить — приведенная классификация — это блокфлейтовая традиция. У сопилки все менее жестко. не только квартово-квинтовое соотношение.
Например, примы есть и in D, альт — это in G, а in F — это уже тенор. Соответственно, Бас у нас — это ровно октавой ниже примы, и соответственно, он in C. Как я уже писал, с понижением тесситуры инструмента снижается качество строя, поэтому ниже делать инструменты просто нет смысла. Да и пальцы до отверстий не достанут уже… типичных для тенорово-басовых блокфлейт клапанов на сопилках не делают.
Зато мастера могут делать инструменты вы любом строе, хоть in Es, хоть in Fis. =0))
>И из уважения к этому подвигу, а также из простой порядочности
Какому подвигу? Какой порядочности? Почему это Россия допустила исчезновение своих инструментов? Сопилка по-русски — сопель, вообще-то. А по-белорусски — дудка. Это просто перевод.