Свирель — что же это такое?

Свирель — русский инструмент типа продольной флейты. Упоминание о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён. В Европе в придворном музицировании (XVIII в.) укрепилось его название — «продольная флейта».

На протяжении многих веков конструкция флейты подвергалась изменениям. Каждая народность вносила в этот инструмент свои национальные особенности, поэтому у разных народов он имеет свое название. У башкир это «курай», у узбеков «най», у беларусов «дудка», «флуэр» у молдаван,  «сопилка» у украинцев, «саламури» у грузин, «свирель» у русских.

Продольную флейту изготавливали из различных материалов: тростника, глины, кости, дерева, бамбука, металла и даже из серебра, фарфора и хрусталя. На Руси инструмент изготавливали либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Художник Виктор Корольков, «Лель»

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.Слово «свирель» более древнее, чем «сопель», поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».

Свирель

Итак, традиции игры на свирелях у русских народов видимо много старше эпохи восточнославянской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951-1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI в., имеет ширину 22,5 см. и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV в., она имеет длину 19 см. и только 3 игровых отверстия.

Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.

Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.

Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металлическую)  дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой 22-35 см. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую в левой.

Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.

В первые годы нашего столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.

Источник: Свирель | Русская народная музыка на FolkMusic.ru.

Весенняя свирель: В качестве комментариев можно дополнить, что на сегодняшний момент нам  известны несколько мастеров в рунете, которые заявляют, что делают старинные русские свирели. никакого единого стандарта, я так понимаю, у них нет, так же, как не было у наших дедов, тем более, что раньше люди из соседних деревень подчас были сильнее изолированы друг от друга, чем сейчас россияне изолированы от австралийцев, например. Поэтому свирелями называют кто во что горазд.

Мы в нашем ансамбле считаем, что при существовании современной хроматической аппликатуры, разработанной Дмитрием Флоровичем Деменчуком, нет никакого смысла возвращаться к несовершенной диатонической свистелке с ограниченными исполнительскими возможностями. Поэтому и называем свирелью продольную деревянную флейту конструкции Деменчука. Наши братья украинцы называют этот инструмент хроматической сопилкой.  Поскольку эти же братья слово «свирiль» оставили для панфлейты.

Есть хорошее выражение — «твой брат не всегда прав, но он всегда твой брат». Поэтому, не вдаваясь в споры об украинских названиях, для наших русских и европейских слушателей мы используем названия «хроматическая свирель» и «панфлейта». Словами «сопiлка» и «свирiль» мы пользуемся для слушателей с Украины.

Вот выдержка из книги А. А. Банина «Русская инструментальная музыка фольклорной традиции» 1994 г. издания, если я не ошибаюсь.
По русским народным инструментам это, кажется, самый надежный источник информации на данный момент. Выходило ли что то после этого подобное я, правда, не знаю.

Выдежка взята вот отсюда, у Банина в книге расписано подробно про свирели и одинарные и двойные, но на этом сайте почему то этих глав нет.
Кому интересно — может поискать в интернете еще.
http://www.ruplace.ru/russkaya-instr…trumentah.html

«Поскольку нет сомнений в том, что в памятниках древнерусской письменности словом “свирель” обозначался инструмент свистящего флейтового типа, и поскольку это название с аналогичным значением встречается в некоторых современных народных диалектах (например, на смоленском и белгородском ареале), мы используем его, наряду с диалектными, в качестве типового названия и прилагаем ко всем известным разновидностям инструмента флейтового типа, имеющим игровые отверстия. Для того, чтобы различать между собой одноствольную и двуствольную разновидности инструмента, мы употребляем со словом свирель прилагательные “одинарная” и “двойная”.

Ниже, в специальных разделах настоящей главы, мы описываем живые традиции игры на одинарной и двойной свирелях, которые, видимо, много старше эпохи восточнославянской общности. Думается, не случайно, что уже первые археологические раскопки древнего Новгорода в 1951-1962 гг. обнаружили две свирели. Одна из них, датируемая концом XI в., имеет длину 22,5 см и четыре игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV в. Она имеет длину 19 см и только три игровых отверстия (Колчин, 1968, с. 85-88).

Едва ли не наиболее архаичным слоем русской народной инструментальной музыки является дошедшая до наших дней традиция игры на кувиклах. По конструкции этот инструмент принципиально отличается от свирелей не только отсутствием специального свисткового устройства, но и, главное, отсутствием игровых отверстий (каждая дудочка издает только один звук). До сих пор остается неясным вопрос о том, получил ли этот уникальный инструмент русской фольклорной традиции отражение в памятниках древнерусской письменности. Многие исследователи обращали внимание в этой связи на встречающийся в летописях термин “цевница”. А Будилович. основываясь на лингвистическом анализе. дает этимологическое сближение слов “цевница” и “кувица”[8]. Однако окончательный ответ на этот вопрос, вероятно, будет получен в результате тщательного изучения самих летописных памятников. Отправным моментом такого изучения может стать объяснение термином “цевница” слова “самбикия” в азбуковнике XVI в. (Вертков, 1975, с. 252), сходного, во-первых, с названием древнегреческого музыкального инструмента “самбик”, о котором, по сведениям К. Закса, также не сохранилось никаких данных, кроме самого названия (Закс, 1937. с. 152), во-вторых, с одним из местных названий Брянской области растения – “цамбух”, из которого выделываются кувиклы (Кулаковский, 1965, с. 58).»

Весенняя свирель — мы с гордостью отмечаем, что все-таки по праву носим название «Весенняя свирель», поскольку используем в своем музицировании все различные варианты инструментов, которые когда-либо назывались «свирелями» — это и одинарная свирель, и двойная свирель (мы зачастую называем ее «двуденцивкой», на украинский манер) и свирiль многоствольная, то есть панфлейта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этнические духовые инструменты в классической и популярной музыке