Lumzdelis

Лумздялис (вариант произношения «ламзделис»)!

Лумздялис — это традиционная литовская свистковая флейта из дерева или древесной коры.  Звукоряд изначально диатонический (3-8 пальцевых отверстий). Возможны передувания. 

Лумзделис первый раз был упомянут в 1580-ом году Й. Бреткунасом (Jonas Bretkūnas, Johann(es) Bretke).

На рисунке — коллекция инструментов из музея музыкальных инструментов в Каунасе. Нам очень понравился этот музей — он теплый, домашний, и даже не музыканту будет очень интересно посмотреть на его «сокровища».

Кстати, на следующей картинке (фото из того же музея) видно, что и русскую дудочку в литовском переводе называют также лумздялисом,  видимо, для литовского языка это такое же общее название народной продольной флейты, как для россиян слово «свирель». Но мы лумздялисом будем гордо называть именно литовские свирели, поскольку отличаются они от славянских братьев (сестер?) и по внешнему виду, по аппликатуре и по некоторым конструктивным особенностям.

Надо признать — здесь же, на страницах этого сайта, я гордо называл сопилку «единственной в мире продольной хроматической флейтой»…. Так вот, Лумздялис полностью опроверг это утверждение. Он тоже хроматический!!! По крайней мере те экземпляры, что оказались в наших руках.

Вот что пишут на литовских сайтах:

В оркестре используется усовершенствован­ный хроматический лумздялис, изготовленый из эбонита, диапазон C2-G4. Инструмент технически очень подвижный, ему близка игривая музыка. Для лумздялиса созданы и сольные произведения с поддержкой других народных инструментов. На лумздялисе, чаще всего, как на родственном инструменте, играют бирбининкасы (исполнители на бирбине).

Утешает меня, как сопилкаря, только то, что аппликатура сопилки все-таки, на мой взгляд, продуманней, логичней, удобней. Если кто-то поинтересуется, почему я так считаю — объясню в личной переписке, не тратя место и время здесь.

Внешне он очень приятный и стильный.  (Я говорю «он», хотя у нас их два. Просто потому, что второй — его родной брат, с теми же отличительными чертами и от того же «родителя»)

Лабиум не просто тупой, он кажется специально затупленным, инструмент по тщательности отделки и рядом не стоит с сопилками от Янова или Козаченко, лумздялис как будто специально сделан в деревенском сермяжном стиле, словно вырублен топором. И этот стиль ему очень и очень к лицу.

Как рассказал Андрей, общавшийся с мастером, что тачал наши дудочки, оказывается, тот заканчивал музыкальную академию именно по народным инструментам и уже 20 лет их делает. При этом он специально старается придавать им внешний вид, характерный для данной местности.

Главная же ценность инструмента — чистый и ясный звук, очень теплый и живой.
Играть на нем хочется!!! Тембр ласкает слух, две октавы берутся почти без напряжения, хотя аппликатура лумздялиса размечена на три октавы…

Ну и в конце рассказа с удовольствием порекомендую сайт мастера (а зовут его — Эгидиюс Вирбашюс (Egidijus Virbašius)), создавшего наши теперь тоже любимые литовские свирели — http://www.folkinstruments.lt/puciamieji.htm#lumzdelis

http://www.folkinstruments.lt/images/puciamieji/lumzdeliai.jpg

http://www.folkinstruments.lt/images/puciamieji/lumzdeliai.jpg

Lumzdelis: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этнические духовые инструменты в классической и популярной музыке