«Весенняя свирель» — «интерфольклорный» ансамбль!

Сопилка, сопилка, еще раз сопилка и… окарина! — так начиналось наше выступление на шикарном, ярком, феерическом фестивале «Интерфолк в России» — 2012.

Как всегда, мы долго сомневались — ехать или нет, готовы мы к такому уровню (а он уже «международный» по самым серьезным меркам), подойдет ли наш репертуар (а он у нас далеко не только фольклорный, более того, он у нас в основном не фольклорный). Тем не менее, учитывая «народность» наших основных инструментов — сопилок/свирелей, а также искренний интерес к народной музыке, мы решили рискнуть (да и очень хотелось не только «себя показать», но и «на других посмотреть», уж очень интересными были заявленные коллективы).

И оказалось, что риск был оправдан! Как это часто бывало уже на нашем опыте, духовиков-народников на фестивале было мало. Да чего уж греха таить — практически не было. А кто же был?

Был потрясающий ансамбль из Тывы «Ак-Чаян» (и честно говоря, именно этим ребятам, будь наша воля, достался бы Гран-При), были совершенно очаровательные женщины из Абхазии, с их скромной, но исполненной достоинства грацией (Ансамбль абхазских народных инструментов «Гунда» /Сухум, Республика Абхазия), были крайне импозантные испанцы (Мужской ансамбль «Cuarentuna Derecho Valencia» /Валенсия, Испания), любимцы всех без исключения женщин — в шикарных черных плащах и с гитарами. Были голландцы, греки, израильские арабы, финские русские (а точнее, ингерманландские финны), французские поляки, и русские же кельты. На удивление широко оказалась представлена казачья культура, что меня (а Sopilkar по матушке тоже яицкий казак!) не могло не радовать.

В рамках фестиваля в Питере прошли концерты, которые проводились не только на главной концертной площадке фестиваля в отеле «Санкт-Петербург», но и Дворцах культуры, в Петергофе, в других местах. И надо признать, именно «в других местах» выступать было подчас интереснее и приятней — залы были полны народу, чего не скажешь о прекрасном, но почти всегда полупустом зале отеля, где в основном одни участники фестиваля слушали других участников.

Увы, мы должны покаяться — в суете и волнении фестивальных (а для нас еще и конкурсных!) дней мы сумели так вскружить свои забубенные головушки, что собираясь на концерт, умудрились сесть не в тот автобус, и вместо участия в концерте в Петергофе поучаствовали в экскурсии по Царскому селу. В связи с чем выражаем не только восторг Царскому селу и Екатерининскому дворцу, но и соболезнуем слушателям Петергофа, которым не довелось послушать нашу игру…

Впрочем, нам оказалось тоже не сладко быть «праздными зеваками», будучи полностью загруженными концертными костюмами, духовыми инструментами и дарбукой. Но все хорошо, что хорошо кончается, и в следующем концерте наше участие оказалось вознаграждено бурными овациями зала.

Но главная интрига, конечно же, для нас заключалась именно в конкурсе!

Разные, очень разные коллективы были представлены, с разными программами, с разными номерами, и конечно, с разными уровнями мастерства. И мы достаточно заметно отличались от всех! В первую очередь — мы духовики! =0) во-вторых, мы все-таки более «академичный» ансамбль, если так можно выразиться — нам чуть ли не единственным оказался необходим рояль, что и говорить, КОРОЛЕВСКИЙ инструмент только с большой натяжкой можно назвать НАРОДНЫМ. =)) Наверно, только орган еще в меньшей степени является фольклорным инструментом, чем рояль.  Но в нашей программе рояль занимал почетное «королевское» место. В третьих, мы были, пожалуй, единственным ансамблем, чей номер не сосредотачивался на фольклоре одной страны или одного народа — мы даже назвали его «Маленькое путешествие по большому миру», поскольку композиция, которую мы кропотливо создавали несколько месяцев, включала в себя мелодии разных народов, и исполнялась на различных этнических инструментах, в том числе и ударных, например, таких, как дарбука или ocean drum (голос океана).

Вот какие произведения и какие инструменты прозвучали:

  1. РНП «Ой ты степь широкая» — переложение для трех сопилок и окарины
  2. «Карпатский дуэт» — две сопилки-примы
  3. «Хора-стаккато» — сопилка в сопровождении рояля
  4. «Примавера» — вокал в сопровождении сопилок и тамбурина
  5. Болеро — сопилка и дарбука
  6. Ocean drum (Шум моря) имитирует… шум моря!
  7. Полет кондора — звучит латиноамериканская кена (quena) и окарина
  8. Кельтская ирландская мелодия — вистл (или сопилка) и рояль
  9. Румынская дойна — панфлейта и рояль
  10. Полька-двуденцивка — украинская двойная флейта с роялем завершают программу.

Представляю, как нелегко жюри было вынести свой вердикт по поводу этой композиции. =))  Очень уж она выбивалась из общей картины. И полагаю, сначала было решено вручить нам Специальный приз жюри — «За сохранение и передачу народных традиций из поколения в поколение»

Но на самом деле, сказали нам об этом потом… а после первого тура объявили только участников второго тура — соревнования за Гран-При! И вот в него-то мы и не попали… Ох. скажу я вам, головушки наши буйные поникли. Коля, так тот честно плакал, хоть и старались мы ему объяснить, что это не вина наша, а просто формат ФОЛЬКЛОРНОГО конкурса. Но свою мечту о каком-либо призовом месте сами старались куда-нибудь поглубже спрятать, утешая себя тем, что даже само участие в таком шикарном и запоминающемся действе — уже огромная удача.

НО… Удача-таки не обошла нас стороной! =)) Видимо, жюри не осталось равнодушным ни к уникальным инструментам  которые мы показали, ни  к широте охвата репертуара, ни к участию представителей нашего младшего поколения (хотя Аннушку, наверно, уже пора возводить в ранг взрослого участника). В общем, после огорчения и разочарования — громом с ясного неба прозвучали слова ведущей о присвоении нам СЕРЕБРЯНОГО ДИПЛОМА (2-е место в конкурсе!) и Специального приза жюри!

Мы снова готовы были заплакать, теперь уже от счастья. =) но было некогда —  нас ждали на сцене. =) Гордо и счастливо вышли мы получать наши награды — они были заслужены и оттого еще более приятны. 

Небольшая фотогалерея:

«Весенняя свирель» — «интерфольклорный» ансамбль!: 4 комментария

  1. Доброго дня.
    Молодцы.
    Приняли участие в конкурсе ( и победили ) – приятное, полезное — посетили красивый город.
    У меня от посещения, тогда еще в 1980 годe Ленинграда, остались хорошие ( не забываемые) воспоминания и впечатления.
    Удачи Вашему коллективу и здоровья.

  2. Павел, я уже устал поражаться 🙂
    Вы потрясающе энергичны и целеустремленны! Не снижайте темпа, ребята, вы уникальны, и пусть ваш пример будет заразительным 🙂
    Почитал программу — изумительно, очень, очень хотелось бы услышать !

    1. Очень, очень приятно.
      все люди по-своему уникальны, и вы тоже, насколько я успел понять. просто мы чуть раньше вынесли свои достижения на сцену! и вам, technic, и всем мы желаем тоже найти свою «музыку» и свою публику!!!

Добавить комментарий для Sopilkar Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Этнические духовые инструменты в классической и популярной музыке