Нет, не сестра она лесной свирели,
баюкавшей сатиров и дриад!
Предсмертным плачем голубя звучат
ее мелодий жалобные трели.То раня слух, то слышный еле-еле,
ее протяжный и щемящий лад
плывет над спящей пуной наугад,
немые Анды тихо колыбеля.Роняя в ночь рыданий жемчуга,
она поет, стыдлива и строга,
и звук ее так горестен и светел,что не понять в томительной тиши,
Душа ли стонет, обратившись в ветер,
иль ветер стонет голосом души.(Хосе Сантос Чокано)
Кена — продольная тростниковая флейта индейцев Южной и Центральной Америки, проживавших (и проживающих) преимущественно в районе Анд. Много образцов кены было найдено в захоронениях Huaylas и Naszca (Перу), датируемых III веком до нашей эры. Основной регион распространения — высокогорное плато Collao Altiplano, расположенное на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря, находящееся в Южном Перу и Северной Боливии. Это древний инструмент, самая старая находка датируется возрастом около 10 тысяч (!) лет до н.э., но тем не менее, в отличие от многих других инструментов, инструмент в практически неизменном виде до сих пор используется у народов Анд, а сейчас постепенно все более популярен становится и у европейцев. У кены очень нежный, чуть хрипловатый тембр, напоминающий печальный человеческий голос. Не случайно кену называют «флейтой печали».
О истории ее создания рассказывает мрачная легенда – возлюбленный, чтобы никогда не расставаться с умершей подругой, сделал флейту из ее берцовой кости. Он носил ее повсюду с собой, ее печальный звук напоминал ему голос и плач ушедшей возлюбленной. Так на свет и появилась кена.
Ее называли флейтой печали может быть и потому, что на ней исполняют в том числе и «эндечас» — надгробные плачи.
Кену обычно делают из тростника, иногда из глины, кости, совсем редко – из камня. В древности в Перу делали кену даже из берцовых костей ламы…
Боливийская кена — поперечная флейта с 3-7 игровыми отверстиями.
Первоначально она имела от двух до шести игровых отверстий и пентатонический строй, приспособленный впоследствии, под влиянием испанской музыки, к диатоническому звукоряду.
Кена традиционно имеет три основных типоразмера:
- Кенилла,
- Кена
- Кеначо
Аппликатура кены (для других типоразмеров все точно также, меняется только нижняя нота — у кеначо это ре, а у кениллы — до. Таким образом, кены — как струны гитары, отличаются верхняя от нижней на чистую кварту).
1-ая октава (низкая) — дуть очень мягко
2-ая октава (средняя) — дуть мягко
3-ья октава (высокая) — дуть сильно
Начинающему исполнителю зачастую бывает трудно извлечь первый мало-мальский музыкальный звук, но, после того, как звук получится, человек зачастую влюбляется в кену надолго. При игре на кене важно закрывать ствол флейты со стороны пропила частью лица от губ до подбородка и слегка придерживать углы пропила между губ. Картинка ниже (спасибо Старому Лису) должна помочь начинающему «Кенарю» выдуть первые звуки. (Раймон Тевенот (Женева, Швейцария, 1942 — 2005), был швейцарским музыкантом, в 1967 организовал трио «Кетцали» с которым и нес мотивы Перу по миру, открывая всем музыку анд. В 1972 поселился в столице Перу и открыл школу. Разработал усовершенствованную модель кены в 1976 известную как «QUENA DE CONCIERTO THEVENOT».Thevenot — основатель школы игры на кене, собрал и систематизировал основные приемы игры, все современные кенисты в той или иной мере его последователи, именно он популизиризовал переливистые трели Анд.)
Перевод (к картинке):
- Верхняя губа немного напряжена и прижата к зубам.
- Верхняя губа в 1 мм. от 2-х углов «U»-образного отверстия кены, НЕ КАСАЯСЬ ИХ.
- Основание кены сильно прижато к подбородку.
- Нижняя губа немного входит внутрь кены и находится почти на уровне 2-х углов (немножко ниже).
- Ищите хороший наклон (по миллиметру) мягко выдувая ноту DO.
- Звук выйдет случайно! ЗАПОМНИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Повторяйте операцию выдувая другие ноты: DO (RE и MI) — поднимая, SI и LA — опуская.
Огромное спасибо за такое подробное описание о том как выдуть звук с «Кены»!!!
Случайно купил и никак не получалось а тут всё довольно просто при умелой сноровке!) Спасибо!!!
Очень приятно, что наши материалы нужны людям. =) заходите, надеюсь, найдете все, что нужно… а если не найдете — тоже пишите, будем добавлять.
Во второй октаве надо приоткрывать нижнее отверстие?
Нет, обязать никто не может. =0) Но опыт показывает, что у начинающих исполнителей вторая октава звучит легче и чище, если слегка приоткрывать нижнее отверстие. Потом необходимость в этом отпадает.
Приобрел кену, так как давно любил этническую музыку. Первые звуки получил довольно-таки быстро, так как есть опыт игры на пан-флейте. Но звучит она на полтона ниже, чем должна. Нота соль, при всех открытых отверстиях, звучит только при очень большом наклоне инструмента. Может, делаю что не так…
Полагаю, дело в неверном амбушюре; возможно, что вы слишком большую щель оставляете между губами. «Подтягивайте» звук по тюнеру. Или же есть вариант, что вы купили не мастеровую кену, а сувенирную поделку, коих немеряно, а сувенирные инструменты, ясное дело, никто не выстраивает