Галереи

Весенняя свирель в Храме Христа Спасителя!

Ансамбль «Весенняя свирель» гордо сообщает, что имел честь принять участие в Музыкальном благотворительном концерте в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

Мы с гордостью делимся с Вами Благодарственным письмом из Храма.

Особую благодарность хочется выразить Президенту фонда «Возрождение и Надежда», замечательному, душевному  человеку, потрясающей женщине — Богачевой Ирине Викторовне!

Благодаря фонду такие семьи, как наша, имеют возможность нести свет домашнего многодетного счастья в мир, в общество, делиться своим искусством и радовать детей и взрослых озвучением славянских свирелей!

Спасибо, Ирина Викторовна, спасибо, дорогой фонд «Возрождение и Надежда». Вы дарите нам Надежду на Возрождение традиционных славянских ценностей и исконной культуры!

Несколько фотографий с концерта.

 

 

Дудочка своими руками

Свирель (дудочка) – старинный музыкальный инструмент. Обычно ее делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе. Делали дудочку (свирель) как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. Для того,чтобы сделать такую дудку, вам понадобится какая-нибудь полая трубка длиной ок. 30см. с внутренним диаметром ок. 1 см. Это стебель камыша(он растет по берегам рек или в заболоченных местах)или трубка из ПВХ. Еще вам понадобится тюнер или какой-нибудь музыкальный инструмент для настройки звука, ножовка, выжигатель по дереву, острый нож, клей типа «Момент», надфиль, наждачка и кусочек дерева для свистка.

Источник: Дудочка своими руками

Артем Корсун: Древнейшие музыкальные инструменты — ПОЛИТ.РУ

В одной из могил, раскопанных китайскими археологами в октябре на неолитическом поселенни Цзяху (провинция Хэнань, 7000-5500 г. до н.э.), были обнаружены три флейты, изготовленные из костей японского журавля. Древнейшие флейты известны в Ориньякской культуре (Западная Европа, 35-21 тыс. лет назад), но уникальность флейт из Цзяху в том, что из неё удалось извлечь звуки и сыграть несколько песен. Это делает их древнейшими исправными музыкальными инструментами в мире.

Артем Корсун: Древнейшие музыкальные инструменты - ПОЛИТ.РУ

Подобные находки уже встречались в могилах жителей Цзяху, но флейты, найденные в октябре 2013 года датированы самым ранним периодом заселения Цзяху (ок. 7000 г. до н.э.). Большое удивление у специалистов вызвала отличная степень сохранности флейт. Всего за период с 1999 года на поселении было найдено 8 целых инструментов и фрагменты еще более 30 флейт. Флейты представляют собой узкие коричневые трубки длиной 20-22 см и диаметром 11 мм, Древние обитатели Цзяху изготавливали их из локтевых костей японского журавля (Grus japonensis Millen). На трубках через равные промежутки были сделаны 5-10 отверстий. Древнейшие (7000-6600 г. до н.э.) флейты имели 5 отверстий, что означает, что флейты изначально изготавливались на основе пентатоники, системы ладов, традиционной для китайской музыки Яюэ исторического времени, хотя ранее считалось, что она появилась только в период династии Чжоу (1122 – 256 г. до н.э.). В период между 6600 и 6200 г. до н.э. флейта имела 7 отверстий, а позднее стали изготавливать флейту с 8 и более отверстиями. Динамика изменений свидетельствует о том, что жители Цзяху сохраняли традиционную систему пентатоники, но при этом старались увеличить диапазон извлекаемых звуков.

Археологи не могут прийти к единому заключению относительно применения найденных флейт. Высказывалось предположение, что они могли служить манками для приманивания дичи. Однако наиболее вероятной кажется гипотеза о том, что флейты использовались в шаманских ритуалах. Дело в том, что в 1999 году фрагменты подобной флейты были найдены в погребении жреца или шамана. Там же был найден и панцирь черепахи с надписями древнейшими иероглифами. Их графика во многом напоминала иероглифы династии Шан (1700-1100 г. до н.э.). Основным источником шанских иероглифов являются надписи на костях жертвенных животных, по которым делались предсказания.

Китайская пентатоника базировалась на древней магической традиции, в которой каждый из звуков получал особое значение. Всё это делает вполне вероятным предположение о том, что уже в неолитическом Цзяху и письменность и музыка использовались в магических ритуалах, близких к традиционному шаманизму. Надписи на черепашьих панцирях нельзя прочитать как предложения, поэтому появилась гипотеза о том, что они представляют собой карту звёздного неба, которая должна была облегчить путь умершего в посмертие. Поскольку каждая нота находилась под управлением того или иного духа, исполнение мелодии должно было умилостивить злых духов и помочь умершему пройти встречу с ними.

Поселение Цзяху, относящееся к Пэйлиганской культуре, было обнаружено в 1960-х годах, но тогда археологи не придали значения поселению, более того в 1979 году местные жители пытались возвести здесь мелиоративную дамбу. Причиной такого отношения стало то, что над неолитическим слоем располагался слой династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г.н.э.). Систематические раскопки начались лишь в 1980-х, когда археологи обратили внимание на неолитический слой, и с тех пор почти каждый сезон приносил неожиданные открытия. За этот период было раскопано не более 5 % поселения, общая площадь которого составляет 55 000 кв. м., были обнаружены 45 наземных домов, 370 полуземлянок и подвалов, 9 гончарных печей и множество мелких артефактов из глины, кости и камня.

 

Многие находки в Цзяху способны в значительной мере изменить наши представления о древнем Китае. Так, ранее мы рассказывали о найденном в Цзяху древнейшем алкогольном напитке, представлявшем собой сброженную смесь риса, мёда и диких фруктов. Инвентарь, обнаруженный в жилищах и погребениях свидетельствует о начале социальной стратификации. Озеро Цзя, расположенное близ поселения исследователи считают древнейшим местом искусственного разведения рыбы. Кроме того в Цзяху были найдено одно из древнейших свидетельств возделывания риса, причем у исследователей вызвало удивление то, что в культуре Пэйлинган, к которой относится поселение Цзяху, рис был почти неизвестен, а сорта, возделывавшиеся в Цзяху, генетически близки к рису известному в культуре Пентоушань (низовья Янцзы, 7500 – 6100 г. до н.э.). Современный рис и рис исторического времени восходит не к пентоушанскому рису, а к его диким предкам известным в долине Хуанхэ. Таким образом Цзяху служило промежуточным звеном в цепочке заимствований рисоводства из долины Янцзы в бассейн Хуанхэ. Более того, современные китайские историки выделяют Цзяху в самостоятельную археологическую культуру, находившуюся под значительным влиянием Дзёмон.

via Артем Корсун: Древнейшие музыкальные инструменты — ПОЛИТ.РУ.

Апрель приходит под свирель. Семейный коллектив восполнит досадный пробел » Газета «Магнитогорский рабочий»

Апрель приходит под свирель.

В Магнитогорск приедет единственный в России ансамбль исполнителей музыки на исконно славянских национальных флейтах.

А ведь, наверное, никто из нас не слышал, как на самом деле звучит свирель, ставшая излюбленным поэтическим символом и воспетая в произведениях стихотворцев всех времен…
Уникальный семейный коллектив «Весенняя свирель» из Москвы стремится восполнить этот досадный пробел. За три года существования он успел покорить жюри многих всероссийских и международных музыкальных фестивалей. В копилке наград – звания лауреата первой степени Всероссийского открытого фестиваля-конкурса народного искусства «Хранители наследия России», лауреата второй премии и специального приза жюри Международного фольклорного фестиваля-конкурса «Интерфолк в России». Эти исполнители стали первыми российскими участниками традиционного фестиваля итальянской окарины в городе Будрио, а также первыми и единственными российскими участниками семинара панфлейтистов в Польше, выступали с концертами в Германии, Италии, Камбодже, Вьетнаме.
Кроме славянских свирелей различных размеров – от пикколо до баса – участники ансамбля владеют искусством игры на редких инструментах многочисленного семейства флейт – сопилке, окарине. Им подвластны также популярные в мире панфлейта, кена – латиноамериканская «флейта печали», литовский лумдзялис, кельтский вистл, армянский блур. Большой интерес у публики обычно вызывают двойная окарина, состоящая из двух камер, на которых исполнитель играет по очереди, и самый сложный инструмент – «двуденцивка», или «жоломыга», уникальная тем, что один исполнитель может играть на ней две независимые мелодии одновременно. На всех этих и других инструментах исполняется разнообразнейший репертуар.
– Наша цель – показать единство культурного пространства Евразии, – рассказывает музыкант и продюсер ансамбля Павел Шмырев. – Мы исполняем музыку разных народов на различных инструментах, демонстрируя взаимопроникновение и взаимодополнение различных национальных культур. Мы слышали овации итальянской публики, исполняя музыку русских композиторов на итальянской окарине, и итальянскую классическую музыку на полузабытой славянской свирели. В нашем репертуаре мелодии различных стран и эпох, от народной и классической до современной, джазовой и популярной.
В составе ансамбля – члены большой и дружной музыкальной семьи. Супруга Павла Елена Темрук – художественный руководитель, настоящая душа ансамбля. Их десятилетний сын Коля играет на свирели (этот инструмент, кстати, практически не встречается в учебных программах российских музыкальных школ), осваивает ударные – барабан, ксилофон, арабскую дарбуку. За три года, что он держит в руках свирель, Николай успел победить на престижном международном конкурсе в Сербии, исполнив произведения, которые на традиционной блокфлейте осваивают на пятом-шестом году обучения. Племянница супругов Анна Щербакова – замечательная вокалистка, играет на окарине, иногда – на свирели и редком перкуссионном инструменте под названием «шум моря». Со временем в ансамбль вольются и младшие дети Слава и Лада.
Несмотря на разнообразие инструментов ансамбля, в его название включили именно свирель.
– Это знак любви и глубокого уважения к единому прошлому славянских народов, желание напомнить слушателям о полузабытых инструментах наших предков, показать их совершенство, – поясняет Павел. – Тембр свирели универсален. На ней прекрасно звучит музыка любых жанров, народов и эпох, например, «Шутка» Баха.
Увы, за рубежом наши пропагандисты славянской свирели выступают с гораздо большим успехом, чем в России. И все же свою основную задачу участники ансамбля видят в расширении кругозора российских слушателей, в возрождении интереса к исконной славянской национальной флейте – свирели, демонстрации ее уникальных технических и тембровых возможностей.
Концерты «Весенней свирели» обычно проходят в форме познавательного концерта-беседы, из которого и дети, и взрослые смогут извлечь много интереснейших сведений из мира музыки – истории происхождения различных духовых инструментов, секреты их изготовления. Среди других флейт мира нам будут представлены, например, флейты американских индейцев, древняя китайская окарина «сюнь», редчайшая диагональная флейта Закарпатья «флояра» («внучка» арабской флейты «ней»). Встреча с «Весенней свирелью» состоится 30 марта в 19.00 в левобережном Дворце культуры металлургов.
Автор: Елена КУКЛИНА

Источник: Апрель приходит под свирель. Семейный коллектив восполнит досадный пробел » Газета «Магнитогорский рабочий».

Звучат весенние свирели

Звучат весенние свирели

Щербинский ВестникЪ. Официальный сайт газеты.

Опубликовано: 18:33, 11.03.2015

Уникальный ансамбль славянских свирелей сопилок и других народных инструментов выступит для жителей Щербинки 21 марта. Ансамбль «Весенняя свирель» интересен не только тем, что за три года существования стал лауреатом различных Всероссийских и Международных фестивалей, но и тем, что все его участники – члены одной семьи. Живут они в Новой Москве, поселении Мосрентген. В преддверии концерта корреспондент «ЩВ» встретился с этим семейным коллективом.
Знакомьтесь: папа Павел Шмырев — продюсер ансамбля. Его сольные инструменты – свирели различных размеров (от пикколо до баса), латиноамериканские флейты «quena», флейта американских индейцев с поэтическим названием «флейта любви», уникальная карпатская диагональная флейта «флояра», китайская окарина «сунь», а так же дарбука и гитара.

Мама Елена Темрук – художественный руководитель, основная пианистка и душа ансамбля. В качестве ее сольных инструментов — окарины, свирели, крайне редкая в России двойная флейта «двуденцивка». Также Елена освоила афганский бубен «riqq», который имеет особую технику игры из-за своей заметной тяжести.

Племянница Аня Щербакова учится в «Ипполитовке», замечательно поет, но не забывает и про окарину. При необходимости берет в руки и свирель, и редкий перкуссионный инструмент «шум моря», завораживающее звучание которого понятно из названия.

Десятилетний сын Коля играет на свирели, параллельно осваивает ударные инструменты – барабан, ксилофон, арабскую дарбуку.

— В вашем арсенале много инструментов. Почему в названии ансамбля фигурирует именно свирель?
— Выбрать в качестве главного старинное русское слово «свирель» помогла любовь и глубокое уважение к единому прошлому славянских народов, желание напомнить слушателям о полузабытых инструментах наших предков, показать их совершенство. Тембр свирели универсален. Вы удивитесь, но на ней прекрасно звучит музыка любых жанров, народов и эпох. К сожалению, так сложилось, что в российских музыкальных школах учат играть на блокфлейте английской или немецкой системы, а родная и более совершенная свирель не может пробиться в учебную программу. Хотя наш Коля – наглядный пример того, как мальчик за три года обучения на свирели добился победы на престижном международном конкурсе в Сербии, причем с произведениями, которые на блокфлейте ученики играют только на 5-6 год обучения.

— Цель вашего ансамбля – возродить интерес людей к культуре наших предков?
— Безусловно, это одна из наших задач. Но есть и более общая цель — показать единство культурного пространства Евразии. Так, в Италии мы исполняли на итальянской окарине музыку русских композиторов. А итальянскую классическую музыку — на полузабытой славянской свирели. Для итальянцев было сюрпризом, что в России знают окарину и любят на ней играть. На семинаре панфлейтистов в Польше наш ансамбль был единственным представителем из России. Выступали в Германии, Италии, Камбодже, Вьетнаме. За рубежом нас слушают гораздо внимательнее и залы заполняются гораздо полнее, чем в России. Но мы все-таки видим нашу задачу не в развлечении слушателей, а в расширении кругозора людей, возрождении исконной славянской национальной флейты, демонстрации ее широчайших технических и тембровых возможностей.

— Какие инструменты войдут в концертную программу в Щербинке?
— Мероприятие пройдет в форме познавательного концерта – беседы, который будет интересен как детям, так и взрослым. Зрители узнают историю происхождения различных духовых инструментов, секреты их изготовления, услышат, как они сочетаются в одном произведении. Наиболее интересна двойная окарина, состоящая из двух камер, на которых исполнитель играет по очереди. Многоствольная флейта Пана с большим количеством трубок. И самый сложный — «двуденцивка», или «жоломыга», уникальная тем, что один исполнитель может играть на ней две независимые мелодии одновременно. Рассказывать можно долго, но лучше все увидеть своими глазами. Приходите, будет интересно!

Беседовала Елена Карасева

Источник: Звучат весенние свирели | Щербинский ВестникЪ. Официальный сайт газеты..

Фэн-я или окарина — древняя китайская флейта | Великая Эпоха

Фэн-я или окарина — древняя китайская флейта

Различные виды окарин.

Фото: en.visitdl.com

Фэн-я (современное название окарина) — разновидность сосудообразной флейты маленького размера. Это древний духовой инструмент, который играл важную роль в культуре Китая. По мнению некоторых специалистов, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад.
Мое знакомство с окариной было неожиданным. Гуляя по улицам ночного Пекина в центре старого города, мы попали на пешеходную улочку, полную гуляющей публики. Зажжённые красные фонари и горящие витрины маленьких магазинов создавали праздничное настроение. Пока мои спутники ходили по магазинам, я присела отдохнуть на ступеньках одного из них. Тут до меня донеслись негромкие и очень чистые звуки незнакомого инструмента. Мелодия была необыкновенно красивой и печальной, она как будто растворялась в ночном небе, удивительно гармонируя с окружающей обстановкой. Я поднялась и пошла на звуки музыки.

Мелодия привела меня к дверям крохотного магазинчика. Там продавали окарины (древнее китайское название фэн-я) всевозможных размеров и качества. Играли на них двое продавцов, юноша и девушка, как выяснилось, ученики музыкального училища, подрабатывающие по вечерам. Обучают игре на окарине профессионально, но можно выучиться и самому, в магазинчике продавали и ноты, и простенький самоучитель.

Окарина самоучитель
Музыкант Чжоу Цзылэй играет на окарине.

 

Фото:en.visitdl.com
Фэн-я (окарина или taodi) — это сосудообразная флейта, напоминающая большую раковину или яйцо с отверстиями для пальцев в количестве от четырех до тринадцати. Когда вы дуете в окарину, воздух внутри вибрирует, создавая звуки. Чем больше инструмент, тем глубже его звучание.В древности фэн-я делали из глины или из дерева, а сейчас изготовляют окарину из фарфора или дерева, но теперь появилось много окарин, сделанных из пластмассы. Самые дорогие — деревянные, до 1000 юаней (1 юань — 5-6 рублей по курсу). Её приятно держать в руках, тёмное полированное дерево как будто излучает тепло, звуки словно живые. Но самые популярные среди китайцев — флейты из фарфора. У них чистый глубокий звук и доступная цена — около 400 юаней. Приятно было наблюдать за очень милыми интеллигентными подростками с нотными сумками, выбирающими фарфоровую окарину.
Самые дешёвые — из пластика или поликарбоната. Они стоят около 80 юаней, у них безобразный поверхностный звук, и их очень любят покупать американцы и европейцы. Пластмассовые окарины в последнее время получили большое распространение в Америке, их берут в поездки, в походы, созданы даже общества любителей окарины.
В европейской культуре окарина появилась в 60-х годах XIX века. Считается, что проживающий в Париже итальянец Джузеппе Докатти изобрёл современную форму этого инструмента с 12 отверстиями, название «окарина» также произошло от итальянского слова «гусёнок», так как окарина несколько напоминает удлиненное гусиное яйцо, хотя сосудообразные флейты с несколькими отверстиями с древности распространены по всему миру.

С конца XX века этот удивительный древний инструмент стал приобретать большую популярность среди пекинских любителей музыки. Существует много форм фэн-я: поперечные с 12 лунками, подвесные с 6 отверстиями, окарины с двумя или тремя отверстиями, как детские свистульки. Кулон-версия стала популярной в Тайване и Китае.

Чжоу Цзылэй, известный исполнитель и популяризатор окарины, сказал: «Начиная с эпохи Сунь,taodi играют такую важную роль в нашей долгой, более, чем 3000-летней истории, и всё ещё существует огромный потенциал в развитии taodi. Развитие taodi было ограничено ремесленным производством инструментов. Однако теперь, с развитием технологий, изысканное и тонкое качество звука и высокое качество изделия может быть гарантировано».

Чжоу Цзылэй начал осваивать различные музыкальные инструменты, такие как фортепиано, шотландская волынка, южная флейта, когда ему было 6 лет. Он получил множество национальных и международных наград на различных конкурсах, таких, как Конкурс Национальных музыкальных инструментов, Конкурс национальных молодых исполнителей ТВ Гран-при. Он принимал участие в культурной деятельности в Бельгии и Париже, однако с 2006 года он полностью погрузился в мир звуков окарины.
«Я вырос с китайской традиционной народной музыкой, так что я был зачарован окариной из-за её особого шарма. По моей первой песне QiannianFengya вы можете понять историю этого древнего инструмента и мою глубокую любовь к нему»,— сказал Чжоу. Он открыл девять магазинов окарины в Пекине, Шанхае, Чунцине, он обучал продавцов, чтобы они, в свою очередь, могли бесплатно обучать покупателей. Он ездил вЛас-Вегас, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн и давал спектакли для содействия распространению этого древнего инструмента. В 2009г. был выпущен его первый оригинальный альбом Qianianfengya.
Окарина подходит для исполнения любой музыки, которая вам нравится, будь то народная музыка, джаз, блюз, поп и даже рок, но особенно традиционная китайская музыка. Слушайте на здоровье!

Перед музыкой идет небольшая реклама кинофильма, так что наберитесь терпения.
http://www.fypottery.com/Article/spbf/tdcz/201207/415.html

http://www.fypottery.com/Article/spbf/tdcz/201206/410.html
Источник: Фэн-я или окарина — древняя китайская флейта | Великая Эпоха.

Научи дурака богу молиться, он и лоб расшибет

Дорогие друзья!
Наша любовь к свирели/сопилке горяча и не нуждается в доказательствах.
Тем не менее, не всякие положительные отзывы о свирели мы можем поддерживать и одобрять.
Например, не так давно мы с ужасом и недоумением прослушали видео-запись в ютубе, озаглавленную как «Вся правда о блокфлейте», от уже печально известных «мастеров» «Гармонии звука». Несмотря на то, что эти странные люди якобы отстаивают свирель и демонстрируют ее преимущества перед блокфлейтой, мы не можем не дистанцироваться от таких «защитников» свирели.
Свирель/сопилка слишком хороша, чтобы пытаться с помощью лжи и глупости «остаивать» ее интересы.
Авторы сего «пасквиля» всегда старательно трут критические слова в свой адрес, везде, куда могут дотянуться. Поэтому я здесь приведу лишь один толковый комментарий из ленты под их роликом, поскольку они его сотрут в ближайшее время, а я целиком и полностью согласен с автором.

«Такое ощущение, что эти люди изначально настроены против блокфлейты. Слышен один негатив и никаких позитивных рассуждений. Слишком субъективно.
1) Блокфлейта — ограниченный инструмент? Скажите это Гансу Мартину Линде или Францу Брюггену. Вы когда-нибудь вообще слышали, например, о двухголосье на блокфлейте? Или, например, о возможности петь фальцетом и одновременно с этим играть на блокфлейте? Или вы не читали ничего серьёзнее школы Пушечникова?
2) Слышны пространные рассуждения о дыхании, о невозможности им регулировать звук. Меж тем с помощью дыхания на блокфлейте можно вытворять уйму вещей, например, вибрато.
Для хорошей(!) игры на блокфлейте есть специальные упражнения для дыхания.
3) На блокфлейте можно играть только барокко? Вы на ютубе хоть одну хорошую запись с блокфлейтой смотрели?
Ну и прочий бред…
4) Блок — это вставка в головной части блокфлейты. «Блок ставится на звук»? Что за бред я услышал? Это как увидеть в слове «спорт» название канала «ОРТ»…
5) Русскому человеку не свойственно сдерживать свои эмоции? На что это мы тут замахнулись-то. А ссылки на подобное исследование есть? Или это очередной пируэт, взятый из головы?
Остальное даже не стал комментировать по причине зашкаливающего бреда.
Вывод: какой-то странный, кривой и субъективный видеоотзыв о блокфлейтах. Зная «хорошую» славу мастера — не удивлён.»

Ссылку на это дурацкое видео намеренно не даю. Захотите лично убедиться в идиотизме происходящего — найдете и убедитесь, а лишний раз давать направлять народ на эту профанацию я лично не стану.

«Тебя мы славим на многия лета» — 16 Июня 2014 — Красногорские ВЕСТИ

«Тебя мы славим на многия лета»
В День России в седьмой раз состоялся в Красногорском районе ежегодный всероссийский фестиваль «Хранители наследия России». Он проходил в Год культуры в России, провозглашая идеалы дружбы народов. Снова звучал понятный всем язык народной музыки, народного искусства. Каждый год фестиваль открывает все новые возможности для укрепления культурных связей, утверждения духовных и нравственных
ценностей, что позволяет людям увереннее смотреть
в завтрашний день.

«Тебя мы славим на многия лета» - 16 Июня 2014 - Красногорские ВЕСТИ

В фестивальном праздновании Дня России в Красногорском районе участвовали министерство культуры РФ, Академия музыки им. Гнесиных, Национальное Артийское движение России, министерство культуры Московской области, администрация Красногорского района, культурно-просветительский центр «Купина Неопалимая».
В День России на площади ДК «Подмосковье» в рамках VII всероссийского фестиваля «Хранители наследия России» состоялся «Самый большой народный хоровод в Подмосковье».
На открытии VII фестиваля народного искусства «Хранители наследия России» была впервые вручена премия главы Красногорского района Б.Рассказова участникам фестиваля из Красногорского района за сохранение национальных ценностей и преданность народному искусству. Первыми лауреатами премии главы района стали народный коллектив «Околица» (руководитель А.Липатов), завоевавший Гран-при фестиваля «Свет немеркнущий мой, Россия», фольклорное отделение Петрово-Дальневской школы искусств. Премию народному хору «Опалиха» (руководитель И.Прокофьева, концертмейстер В.Ломакин) вручил глава городского поселения Красногорск П.Стариков. Н.Лагутина, заместитель председателя Красногорского отделения Сбербанка России, вручила подарок детскому ансамблю районного центра «Купина». Одним из приоритетов Сбербанка является поддержка художественного творчества и детства.
В грандиозном фестивале приняли участие около 60 коллективов из России, Белоруссии, Армении, в том числе десятков муниципальных образований Московской области, из областей Центральной России, Республики Марий-Эл, из Горно-Алтайского края, Ханты-Мансийска, Йошкар-Олы и др., а также более 50 индивидуальных исполнителей в области вокального и инструментального искусства. Более 500 участников объединил VII всероссийский фестиваль «Хранители наследия России». Среди них достойными соперниками своих гостей выступили более 10 самых сильных творческих коллективов из Красногорского района.
Выставка-ярмарка прикладного искусства – «Город мастеров» – раскинулась на террасе Дворца культуры. Здесь, кроме гостей из городов России, представляли свои ручные изделия художники творческого объединения красногорских художников «ЛИК», музея художественной ковки В.Воробьева, расположенного в Красногорске в ДК «Подмосковье». Дети собирались вокруг руководителя студии мозаики муниципального Центра духовной культуры А.Денисенко, который проводил мастер-класс по изготовлению мозаичных картинок.
До официального открытия фестиваля красногорцы и многочисленные гости знакомились с творчеством художников «Города мастеров», гуляли вокруг фонтанов и по ярко и разнообразно украшенной площади, слушали народную музыку. И какое же многообразие интереснейших народных песен привезли на фестиваль его участники!
Открытие проходило в большом зале ДК «Подмосковье». Под колокольный звон начала музыкальную часть фестиваля Государственная капелла Москвы им. В.Судакова, давний друг красногорского фестиваля, и ансамбль гусляров «Купина». Прозвучала кантата композитора В.Беляева, также давнего творческого союзника культуры нашего района.
Всех собравшихся на праздник Дня России и на фестиваль поздравил глава Красногорского района Б.Рассказов. Он зачитал приветственные телеграммы от председателя правительства РФ Д.Медведева и губернатора Московской области А.Воробьева.
– От нашей гражданской позиции зависит процветание государства, нашей России, ради чего мы все трудимся. Россия всегда была сильна единением народов, носителей главного богатства страны – народной культуры, – подчеркнул Б.Рассказов. Он поблагодарил высокопрофессиональное жюри, в составе которого работали маститые деятели культуры и искусства.
Участников фестиваля и тех, кто пришел его поддержать, поздравил благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский. Он отметил, что религиозная жизнь народа невозможна без культуры, но и культура без духовного наполнения безжизненна. Наследие народной культуры должно перейти в дело: со сцены – в каждый дом.
Бурными аплодисментами приветствовали приглашенных на сцену членов жюри, среди которых были самые активные организаторы фестиваля – заслуженный деятель искусств, профессор РАМ им. Гнесиных В.Беляев, заслуженная артистка РФ, профессор, художественный руководитель центра и ансамбля «Купина» Л.Жук и другие замечательные деятели искусства, которые посвятили свои творческие устремления распространению народной культуры.
Мощным аккордом прозвучала песня В.Беляева, посвященная Красногорску, написанная композитором к 80-летию Красногорского района.
Участники праздника Дня России перешли на центральную площадь ДК.
О великой чести праздновать наш главный день вместе со всем народом говорил в своем выступлении Герой России, наш земляк О.Хмелев:
– Нам всем надо хорошо потрудиться, чтобы передать страну нашим детям мирной, благополучной, – призвал он.
Гимн России пели с детским ансамблем гусляров все участники этого красивого действа.
Под торжественный марш «Знаменских барабанщиков», дуэт «Радость» из Нахабина, под русскую пляску в исполнении ансамбля «Россия» ДК «Подмосковье» собирался самый большой в Подмосковье народный хоровод. Крепко держа друг друга за руки, участники праздника образовали пять больших кругов во всю площадь, и пошел хоровод то в одну, то в другую сторону, став живым олицетворением согласия, единения, мира и твердой уверенности, что Родина всегда с нами, а с ней мы непобедимы.
А затем начался большой концерт народной музыки и танца, который продолжался до вечера. В разных залах дворца проходило конкурсное прослушивание.
Вечером в большом зале ДК состоялся гала-концерт и награждение победителей VII всероссийского фестиваля «Хранители наследия России».
Было столько удивительных по мастерству и художественному совершенству произведений, исполнявшихся профессиональными музыкантами Академического хора русской песни Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Песни России» и участниками творческих коллективов из разных концов России и ближнего зарубежья. Каких только видов гуслей не услышали в этот вечер поклонники народной музыки! У каждого народа свой инструмент со своим необычным звучанием. Играли на рожках, свистульках, дудочках, бубенцах, балалайках, русской гармошке и т. д.
– «С Днем России!», – завершила гала-концерт фолк-группа «ЯR-Марка».
Жюри по достоинству определило самых удивительных мастеров, достигших высокого уровня в народном искусстве. Им вручили дипломы, памятные медали, кубки. Итоги фестиваля подводились по номинациям и возрастным группам, поэтому победителей было много. Назовем некоторых наших земляков.
Дипломами лауреатов I степени награждены Детский ансамбль «Купина», фольклорный ансамбль «Звонцы», ансамбль «Жар-птица», народный коллектив оркестр русских народных инструментов ДК «Подмосковье», коллектив «Россияночка», народный коллектив хор русской песни «Околица», Мельниченко Елизавета, дуэты Оксана Казакова и Александр Барабаш, Анна Пиксайкина и Людмила Сергеева и др.
Накануне главного фестивального дня состоялась международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы, проблемы и перспективы развития национальных многострунных инструментов в современном культурном пространстве: национальный и интернациональный аспекты» в Москве в РАМ им. Гнесиных. В ней участвовали руководители коллективов, прибывших на фестиваль в Красногорский район, и специалисты. Уверенное «Да!» народному искусству сказали участники конференции.
Празднование Дня России и фестиваль посетили ответственные руководители Красногорского района, городского поселения Красногорск, других поселений, депутаты, гости из городов-побратимов.
Великому празднику Дню России был посвящен незабываемый VII всероссийский фестиваль «Хранители наследия России». Он ежегодно открывает новые горизонты для творчества. Прощаясь с ним, наши многочисленные друзья и гости говорили, что обязательно приедут в Красногорский район на очередной фестиваль.

Г.КУЛЯБИНА.
Фото П.КАРЯГИНА.

Источник: «Тебя мы славим на многия лета» — 16 Июня 2014 — Красногорские ВЕСТИ.

Флейта окарина. Индейские корни

Если верить легендам и россказням, группу индейцев-ацтеков в 1527 году отправили в Европу ко двору Святейшего Императора Римской Империи Чарльза V. Чтобы индейцы развлекли государя и его свиту своими танцами и музыкой. Индейцы привезли с собой свистульки. Выступление индейцев со свистульками европейским вельможам понравилось. И индейцев отправили с гастролями по всей Римской Империи читай — практически по всей Европе. Глиняные свистульки начали свое завоевание Европы. 
Первыми обаянию простеньких игрушек поддались… итальянские пекари.
Ну, а что? В наличии практически всегда имеется очень горячая печь. Остатки жара которой, уже не нужные для выпекания хлеба, можно использовать для изготовления мелких керамических игрушек. Сувениры там, подарки постоянным покупателям, бонусы и прочие маркетинговые штучки.

Примерно такие.

Как детская игрушка-сувенир, свустулька-флейта с 4-мя дырками прожила три сотни лет, до середины 19го века. И изготовлять ее продолжали преимущественно пекари. Как побочный продукт основного промысла. Впрочем, к началу 19го века уже вовсю было налажено и промышленное производство детской свистульки.

2 декабря 1836 года в городишке Будрио недалеко от Болоньи, в Италии, в семье пекаря родился мальчик, названный родителями Джузеппе Луиджи Донати. Утверждают, что мальчик уже в начальной школе интересовался музыкой, теорией музыки и историей музыкальных инструментов. И в 1863 году, семнадцати лет от роду, Джузеппе Донати модифицировал известную ему с детства индейскую свистульку в музыкальный инструмент с 10-ю отверстиями. Донати назвал свою флейту «окарина» (по-итальянски «гусенок»), потому что формой инструмент напоминал тельце гусенка, только без головы.

Источник: Заходите, гостем будете! — Флейта окарина..

КАК СДЕЛАТЬ СВИСТУЛЬКУ? ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

КАК СДЕЛАТЬ СВИСТОК? ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Это сейчас, если вы хотите сделать подарок своему ребенку, достаточно просто дойти до магазина игрушек — и вот оно, огромное разнообразие всего, что только можно вообразить, на все возрасты и вкусы.

Нашим предкам было тяжелее. Чтобы порадовать ребенка, зачастую приходилось обходиться простенькими самодельными игрушками. Но каждая из этих самодельных игрушек — была поистине гениальным изобретением.

Как ни крути, но если вы проследите историю развития любой самой навороченной современной фирменной игрушки, вы непременно убедитесь в том, что у ее истоков стоит какая-нибудь древняя «деревянная» поделка, столь же простая, сколь и гениальная.

Как и все гениальное — древние игрушки не стареют и всегда могут составить конкуренцию самым успешным своим потомкам.

Помнится, как-то на даче я сделал маленькому сыну простейшую деревянную свистульку, которую научил меня делать мой отец в далеком детстве. И видели бы вы, какая очередь из его приятелей мгновенно выстроилась ко мне с просьбой сделать им такую же. А место моего сынишки в иерархии мальчишеской стаи резко поднялось вверх.
Так что не стоит пренебрегать богатым опытом предков и упирать на современные технологии. Незатейливая и простенькая игрушка, которая доставляла радость многим поколениям наших предков, еще способна доставить счастье и нашим детям. Причем, поверьте, не меньше счастье, чем дорогая фирменная игрушка из супермаркетов.
А чтобы убедиться в этом, мы сейчас попробуем сделать с вами самую что ни на есть простую деревянную свистульку. Своими руками, в присутствии ребенка. И даже позволим ему немного принять участие в процессе. Поверье, для него наблюдать процесс рождения игрушки — это будет настоящее чудо!
Итак, нам потребуется ровный ивовый прут, толщиной 7-10 миллиметров. Почему ивовый? Потому что с ивового прута — очень легко можно снять кору, не повредив ее. А это, как мы увидим в дальнейшем, для нас очень важно.
Кроме того — ива растение с ломкими ветвями, а значит — вам не придется портить живое растение. Достаточно просто прогуляться после свежего ветерка под ивовым деревом, чтобы собрать пучок веток, именно таких, какие нам требуются.
Отбираем ветку с неповрежденной и ровной корой (это — очень важное условие), по возможности, — без сучков. Теперь нам надо отыскать на этой ветке ровный участок длинной 4-7 сантиметров. На этом участке могут быть почки (это обычное дело для ивы), но ни в коем случае не должно быть никаких сучков.
Теперь обрезаем ветку по границе ровного участка. На другом конце участка делаем кольцевой надрез, так как это показано на рисунке 1. Надрез должен быть достаточно глубоким и слегка (именно слегка) цеплять древесину. Чтобы убедиться, что весь слой коры действительно прорезан, можно снять колечко 1-2 миллиметра толщиной
Рис 1
После этого начинаем слегка «обстукивать» кору маленьким молоточком по кругу во всех местах. Вместо молоточка можно использовать рукоятку ножа (рисунок 2). Вместо простукивания можно также «прокатать» веточку. Делается это с той целью, чтобы кора впоследствии легче ослаивалась от древесины.
Рис 2
Делаем на веточке вырез, такой формы, как это показано на рисунке 3. После этого аккуратно, вращательными движениями пытаемся снять кору с веточки, не повредив ее. Торопиться не стоит, если кора не снимается, надо постучать по ней еще раз и попробовать снова. В конце-концов она обязательно снимется (рисунок 4).
Рис 3
Рис 4
Теперь аккуратно от оставшейся без коры ветки отрезаем ножом «кругляшок» как раз по линии нашего выреза, так как это сделано на рисунке 5.
Рис 5
После чего срезаем бочок кругляшка (рисунок 6).
Рис 6
Не старайтесь срезать его абсолютно ровно, все равно не получится. Да нам это, собственно, и не надо. Если срез получится клинообразным, как на нашем рисунке — это только к лучшему, — регулировать звук будет проще.
Вставляем обрезаный кругляшок на прежнее место, срезом кверху. Если срез у нас получился косым, то узким местом ставим его к отверстию (Рисунки 7 и 8).
Рис 7
Рис 8
Теперь, внимание. Зажимаем открытый конец получившейся трубочки и достаточно сильно дуем в нее со стороны кругляшка. Результатом будет отчетливый свист. Правда тембр его может быть не очень красивым.
Не беда, мы его сейчас отрегулируем.
Отрезаем оставшийся конец палочки, вставляем ее в открытый конец трубки и двигая палочку вперед-назад подбираем максимально приятный тембр свиста(рисунок 9). После чего обрезаем выступающую часть ветки и свисток готов! (рисунок 10)
Рис 9
Рисунок 10
Внимание! Наша свистулька дает довольно громкий свист. Поэтому самое лучшее место для упражнений — дача или загородный дом, но не городская квартира.
Ну и напоследок один совет. Если вам удастся отыскать ивовый прут с достаточно длинным участком ровной коры, сантиметров 10-15, то вместо свистульки вы можете сделать простейшую самодельную свирель. Делается она точно так же как свистулька, только вместо того чтобы подбирать тембр звука просто заткните открытый конец деревянной пробкой, а на оставшемся пространстве проделайте в коре 3-4 отверстия, так, чтобы их можно было одновременно заткнуть пальцами руки. Открывая поочередно те или иные отверстия, мы сможем воспроизвести простейшие мелодии. Разумеется, наши ноты не будут соответствовать натуральному звукоряду, но нам оно и не нужно. Главное, чтобы мелодия была приятной.

Источник: Новости.